Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:
 « Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»
 
Автор: Панченко Татьяна Михайловна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Тема: « Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»
Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи:
Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
- развитие речи учащихся;
- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- воспитание любви к музыке и литературе.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
 
Тип урока: урок – исследование
Оборудование:  текст произведения, иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка,  презентация к уроку, компьютер, экран, портреты
К.Г. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев, записи на доске.
Цели:
*провести исследовательскую работу над произведением;
* учить выделять главное в содержании и делать выводы;
*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;
*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;
* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы  и музыки
Планируемые достижения на уроке:
умение анализировать прочитанное;
умение анализировать эмоциональное состояние героев;
воспитание любви к музыке.
Ход урока
I. Организационный   момент.
Много есть в году различных праздников:
Именины, день рождения, Новый год.
И у нас сегодня с вами праздник,
К нам пожаловали гости на урок!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей!
Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!
(Звучит музыка Бетховена «лунная соната»
- Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.
— Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.
- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.
У вас прекрасное настроение  - начинаем урок.
II. Сообщение темы и цели урока. (учащиеся называют сами)
-  Сегодня мы поговорим с Вами о жизни  замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Мы завершаем  работу с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». А это значит, что цель нашего урока такова…?????
Поправки учителя:
«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
Это слова Дагни Педерсон.
Сегодня, на завершающем уроке по рассказу Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы попробуем разобраться в смысле этих слов, поговорим о том, что делает человека счастливым. На уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.
Я предлагаю вам работу по следующему плану:
1.Беседа. Вспомним изученное
Какова тема рассказа?
2.Сообщения о К.Г.Паустовском  и Э.Григе. Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)
3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План рассказа.
4.Работа над 1 частью. Проверка Плана. Инсценирование  эпизода «Встреча композитора и Дагни»
5.Исследовательская работа по группам(3).Вопросы для групп.
6.Физминутка.
7.Работа со второй  и третьей частью  рассказа.
8.Работа с 4 частью рассказа. Прослушивание отрывка из произведения Э.Грига «Утро»
9. Исследование «Почему Дагни плакала». Вывод.
10.Что же находится в шкатулке?
11.Итоги урока.
12.Задание на дом.
13.Рефлексия.
14.Оценки за урок
III. Работа над произведением.
Целеполагание:
Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
(ответы детей)
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.
Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
Беседа:
- Какой рассказ мы читали?
("Корзина с еловыми шишками")
- Кто написал этот рассказ?
(Константин Георгиевич Паустовский)
-Какова тема рассказа?
(Паустовский в рассказе "Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)
Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в тексте.
Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.
(рассказ детей)
1. Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
2.Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Слово учителя
В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
(о композиторе Эдварде Григе)
- И я снова предоставляю слово группам
(Рассказ детей о Григе)
* Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
*А ещё  у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила  совсем   недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал  и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
Учитель
Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)
Вы дома озаглавили части этого рассказа.
* Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з
(обмен тетрадями, проверка)
Работаем над 1 частью рассказа.
-Как вы ее озаглавили? (по одному человеку от группы)
Примерный план
1. Встреча.                         1 Встреча
2. В доме композитора.     2 Рождение музыки
3. Дагни в гостях.               3. В гостях у тетушки
4. На концерте.                   4 Благодарность Дагни
- Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.
(Инсценирование. В это время звучит музыка  Э.Грига. "Песня Сольвейг" )
Трек 1
А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый  из членов группы может выбрать себе вопрос  и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки  2 минуты.
1 группа: карточка с заданием
Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»
1. Какой  стала Дагни? Опишите её. Устное словесное рисование.
2. Куда её отправил отец?
3.Куда любила ходить Дагни?
4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
2 группа:
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке?  (исследовательская работа по группам)
(написать музыку)
1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.
2. Почему он решил сделать ей подарок?
(у нее доброе сердце; умеет думать о других)
3. Почему он не захотел сделать его сразу?
(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
3 группа.
1.Рассказать, как звучала музыка?  Перечитайте отрывок из рассказа.
2.Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.
3.Как называют этот приём в литературе?
( Ребята работают в группах,  приглушённо звучит музыка Э.Грига)
( Мелодия росла,   подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)
(Музыка уже не пела,  она уже звала. Музыка  была живая.)
Работа под музыку Трек 2 ( Сольвейг. Флейта)
Вопросы  всему классу:
*А разве может быть музыка живой? (Ответы детей)
Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
* Что представляла Дагни, слушая музыку?
( Представляла встречу с Э.Григом   и  жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)
Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.
IV. Физкультминутка.
V.  Продолжим   работу над  произведением.
Переходим ко второй части.
- Как вы ее озаглавили? (по 1 человеку от группы)
- Что украшало дом композитора?
(рояль)
- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?
(да)
- Найдите в тексте, как он рассуждает.
1 абзац – читает ………….
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?
(больше месяца)
-Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте. (Вывешивается список слов).
*это были синицы на дереве
*загулявшие матросы из порта
*прачка из соседнего дома
*сверчок
*снег, слетавший с нависшего неба
*Золушка в заштопанном платье.
Посмотрите внимательно на список «слушателей» композитора, значение какого слова вам непонятно? Обратимся к толковому словарю.
Вывод: (последний абзац)
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?
- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?
(выборочное чтение)
В восемнадцать лет Дагни окончила школу.
По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.
Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?
-Какой исследовательский вывод следует из этой части?
(Дагни уехала из дома)
- Переходим к заключительной, четвертой  части. Как мы ее озаглавили?
(на концерте)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".
(прослушивание музыки)
Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
- Какие картины предстали перед глазами Дагни?
(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
-А какую картину нарисовало ваше воображение?
(ответы детей)
Какой же подарок был сделан Григом Дагни?
(ответы детей)
Проведем следующую исследовательскую работу
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
(слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? ( последний абзац)
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Вывод: не всегда подарок представляет  из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.
Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?
(Корзина сыграла огромную роль  для того,  чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не  пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог  бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)
VI. Учитель:  А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы)
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!
VII. Итог урока.
Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ
- Так чему же учит это произведение?
(надо жить, принося радость другим людям)
Человек становится   по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.  Люди всех времен будут признательны им за это.
VIII. Д/З
Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?
Прочитайте   текст еще раз и ответьте письменно  на вопрос.
IV. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, ведь это значит, что вам надо немного созреть.
X. Оценки за урок.
Я благодарю вас всех за работу на уроке!
В конце урока я хочу обратиться к   таким словам
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
- Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ
 




  • Меню
  • Архивы

Панель управления


 Логин :
 Пароль :
 Напомнить?

....