Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Разработка урока кубановедения по теме:«Природные явления и
стихийные бедствия. Правила безопасного поведения.»
 

Тема: Природные явления, погодные аномалии (штормы, смерчи, суховеи.)
Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями, погодными аномалиями, правилами поведения во время стихийных бедствий. Выяснить причины, вызывающие погодные аномалии в крае. Продолжать формировать у учащихся навыки групповой формы работы. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями для групповой работы
2.Рисунки, иллюстрации, фотографии с изображениями природных явлений и погодных аномалий.
3.Карта Краснодарского края.
Тип урока: Изучение нового материала(частично-поисковый). Форма обучения: Коллективно - групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: «У природы нет плохой погоды»,- поётся в одноимённой песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека.
Погода - это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время. Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определённых условиях опасны для здоровья человека.
Мы живём в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях, из-за которых погибают или страдают люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
1. Вступительная беседа учителя.
1.    Какие природные явления вам известны из пройденных тем по природоведению?
2.    Радуга, молния, гроза, гром.
3.    Какие из них относятся к природным явлениям, связанным с внутренним изменением планеты?
4.    Землетрясение, вулканы и т.д.
5.    Какие из них относят к природным явлениям, связанным с атмосферным давлением воздуха?
6.    Ураганы, штормы, метели в зимнее время года, пыльные бури весной.
3. Работа в группах.
Учитель: А сейчас вы познакомитесь с новыми природными явлениями, погодными аномалиями, происходящими в нашем крае, в нашем районе.
Класс делится на четыре группы. Каждой группе выдаются карточки с заданием, рисунки, иллюстрации, фотографии. Каждая группа готовит развёрнутый ответ по заданию на карточке. /Определено время для подготовки каждого задания./Карточки прилагаются. 4.3накомство с содержанием работ по группам./Прилагаются карточки с заданием./
Первая группа. (Готовит ответ по наводнению.)
.Определение.        (Наводнение - затопление водой местности, в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море.)
1.    Причины, вызывающие наводнение.- Происходит наводнение из- за обильного притока воды в реках в результате таяния снега или ледников, ледников, обильных дождей. Нередко наводнение вызывает ветер, нагоняющий воду с моря. На побережьях морей сильные наводнения бывают в результате прихода цунами.
2.    Что делать при прогнозе наводнения? - Обычно прогноз содержит информацию об ожидаемом времени и границах затопления, а также рекомендации жителям и порядок эвакуации.
Учитель: Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления, вы должны:
7.    отключить газ, воду и электричество;
8.    погасить огонь в печках;
9.    перенести на верхние этажи и чердаки важные вещи;
10.                      закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.
Если получено предупреждение об эвакуации, вы должны:
подготовить тёплую, удобную одежду, сапоги, одеяло, деньги и ценности;
11.                      собрать трёхдневный запас питания;
12.                      подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь;
13.                      завернуть в непромокаемый пакет паспорт и другие документы;
14.                      взять с собой туалетные принадлежности и пастельное бельё.
1.    Как бороться с наводнениями?
(Строят водохранилища. В нашем крае Краснодарское водохранилище на реке Кубань.)
(Учитель показывает водохранилище на карте Краснодарского края).
2.    Беды от наводнения. (Учащиеся приводят примеры по наводнению в Крымском районе.)
Учитель: После того, как вода сошла, надо осторожно входить в здание, предварительно убедившись, что конструкции не пострадали. Пользоваться газом, электричеством, водопроводом и канализацией можно после разрешения специалистов. Нельзя есть продукты питания, подмоченные паводковыми водами. Нельзя пить воду без санитарной проверки.
Как видим, наводнения представляют собой грозную и коварную стихию. По данным за последние сто лет погибли от них 9 миллионов человек.
Вторая группа. (Готовит ответ по землетрясению.)
1.    Определение. Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности.
Учитель: Основными параметрами, характеризующими землетрясение, являются интенсивность и глубина очага. Очаг землетрясения - это место в земных недрах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие (сейсмические) волны.
2.    Причины землетрясений.
Учитель: Причины до конца не выяснены. Учёные сделали вывод о том. Что сотрясаются главным образом молодые участки земной коры в результате смещений горных пород по разлому. Чем больше по площади «оживший разлом», тем больше сила подземного толчка.
3.    Беды от землетрясений - разрушаются здания, мосты, плотины, железнодорожные пути, шоссейные дороги, ломаются деревья, животные мечутся и кричат, происходят многочисленные горные обвалы, изменяется уровень грунтовых вод.
4.    Спасение населения от землетрясений.- Определение по приборам и своевременная эвакуация людей в безопасное место.
Учитель: В нашей стране и ряде других европейских стран для оценки интенсивности подземных бурь в последнее десятилетие 12- ти балльная международная сейсмическая шкала МСК - 1964.
Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают изменение в расположении грунта, обвалы, оползни, цунами, пожары. За секунду гибнут города, гибнут тысячи людей. Наш край, наш район также подвергался землетрясениям, но незначительным. Жертв и разрушений не было. 5. Физминутка.
Третья группа. Готовит ответ по засухам и суховеям.
1.    Определение. Засуха - продолжительное отсутствие осадков в сочетании и понижением влажности воздуха. При засухе почва иссушается, растениям не хватает влаги и они высыхают. Суховей- ветер с высокой температурой воздуха и низкой относительной влажностью.
2.    Вред от засухи, суховеев сельскому хозяйству.
-При недостатке влаги в почве суховеи приводят к увяданию и даже гибели полевых культур. При засухе растения высыхают, выгорают травы, погибает культурная растительность, понижается урожай.
Можно ли противостоять такой стихии?
-Наиболее эффективные средства борьбы с этим явлением - сооружение водохранилищ и оросительных систем.
Четвёртая группа. Готовит ответ про шторм, смерч.
1.    Определение. Шторм - очень сильный ветер, вызывающий сильные волнения на море и разрушения на суше.
Смерч - сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и спускающийся по направлению к суше или морю, с вертикальной осью вращения, обладающий большой разрушительной силой.
2.    Беды от этих природных явлений. - Смерч, поднимаясь по спирали вверх и втягивая пыль или воду, проходит путь до 60 - ти километров. Сопровождается грозой, приносит разрушения, опасен для судов, находящихся в открытом море.
Учитель: Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути движения смерча. Смерч недолговечен.
Данные ответы готовят учащиеся. По мере подготовки учащиеся отвечают. Учитель при подготовке оказывает им помощь.
1.    Итог урока.
Учитель: Молодцы. Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Дети отвечают.)
2.    Домашнее задание. Сделать рисунки о природных явлениях природных аномалиях.
 




  • Меню
  • Архивы

Панель управления


 Логин :
 Пароль :
 Напомнить?

....