Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Разработка классного часа  для учащихся 8 – х классов,
учителя музыки МБОУ СОШ№1
Эдуардовой Ирины Борисовны 
г. Абинск, Краснодарский край.
 
Тема: « Некоторые особенности импрессионизма в   балете Мориса Равеля  «Дафнис и Хлоя».
 
Цель : познакомить учащихся с некоторыми особенностями импрессионизма   на примере балета М. Равеля « Дафнис и Хлоя»,сформировать любовь к слушанию классической музыки.
Подготовительная работа:заранее распределить текст среди трёх учащихся.
Оформление : портрет Мориса Равеля,   слайды    основных сцен из балета   (использование интерактивнойдоски),   аудиозаписи музыкальных отрывков  балета ,  картины художников импрессионистов:( К.Моне, О. Ренуа, Э. Дега),нотный материал, фортепиано.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Вступительное слово классного руководителя
 Последняя треть 19 века в Европе ознаменовалась подлинным  переворотом 
И появлением новых направлений в живописи, первым из них стал импрессионизм, в котором изменялось всё: и техника письма, и  сюжеты, и жанровая направленность. Искусство импрессионистов затем воплотилось      в музыке , литературе, театре. Термин impression-переводится как «впечатление», так назвал картину Клод Моне – « Впечатление. Восход солнца»
Выдающиеся живописцы- импрессионисты : К Моне, К.   Писсаро  ,А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар   обогатили технику изображения живой природы во  всей её чувствительной прелести.   Сущность их искусства в тончайшей иксации мимолётных впечатлений , в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов. Главное   в музыке композиторов- импрессионистов – передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это   сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов- символистов , для которого характерен культ  невыразимого.(  Просмотр слайдов картин художников- импрессионистов).
Ведущий  1. 
Импрессионистические черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка   и других французских композиторов проявляются   в тяготении к поэтическому одухотворённому пейзажу: близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса способны возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от условностей.
Музыкальный импрессионизм опирается на некоторые характерные черты позднего романтизма: тембровую и гармоническую красочность , архаические ладовые системы. Вместе    с тем композиторы – импрессионисты обогатили средства музыкальной выразительности ,  и это,  прежде всего , касается гармонии и ладотонального мышления. Усложнились аккордовые структуры,  появились нонаккордовые , ундецимаккордовые  структуры, альтерированные и квартовые   созвучия, которые сочетаются   с древними ладообразованиями : натуральные лады, пентатоника квинтовые комплексы. Метод художественного творчества импрессионистов был направлен на достижение общего впечатления ,единых образных ассоциаций.
 
Ведущий 2. 
Импрессионистическое направление тяготеет к  преодолению , разрыхлению тональных связей мягким мелодическим переходом аккордовых комплексов, чаще всего многозвучного   типа, стиранию дифференцирующей грани между консонансами и диссонансами.Ещё одна особенность связана с синтезом мажоро- минорной системы и хроматических полутоновых и целотонных образований.
Ведущий 3.
 Основная задача при изучении стиля импрессионистов заключается в изучении внутренней структуры ладовых структур. Примером служит балет М. Равеля « Дафнис и Хлоя»,в котором композитор применял ладотональные структуры      с расщеплением функций лада на несколько слоёв. Интонирование- одна из важнейших сторон  музыкального восприятия создаёт основу для лада и является его признаком. Лад-это интонационный процесс, выражающийся через мелодико- гармонические связи в горизонтальном и вертикальном разрезах. На основе этих положений можно сделать вывод, что не только определить гармоническое в горизонтали, но и зависимость тонов вертикали.
Ведущий 1.
М. Равель и К. Дебюсси являются выдающимися представителями   импрессионизма, авторы статей и исследований о Равеле раскрыли различие стилей двух   композиторов : у первого преобладает ладовое многообразие, целотонность, у второго- многосоставные тональные структуры, полигармонические образования.
 Ведущий 2.
 Самое главное в творчестве импрессионистов монодийно- гармонические лады, для этой системы характерны черты функциональных отношений , что и для мелодических ладов .   Функциональное созвучие определяется функцией тона. Тон является функциональным ориентиром, аккорд – фонетический наполнитель тона.
Ведущий 3.
Восприятие неизменно фиксирует своеобразный графический характер ладовой организации мелодии и красочно- живописной гармонии . Создаётся мелодическая тональность – это другой тип организации , основанный на непрерывном ,удерживаемый слухом соотношении опорного мелодического тона. В балете "Дафнис  и Хлоя  »М.Равеля встречаются ладовые формации с диссонантными  устоями, политональные, полифунциональные , диатонические звукоряды, которые представлены семиступенными, пентатоническими, тетрахордными  ладами.
2.Музыкальная пауза
 
Проигрывание отрывков   из балета на фортепиано.  Проследить и прослушать в записи основные отрывки  по нотам    вместе с учащимися.        
3. Интерактивная беседа.
Обсудить прослушанные произведения  и ответить на примерный список вопросов:
Каков характер   отрывков?
Что необычного?
Почему они названы импрессионистическими,?
Что роднит музыку и живопись?
Какими красками написана музыка?
Дайте название отрывкам балета?
 
Классный руководитель.
 
Отмечая своеобразие ладогармонической системы балета « Дафнис и Хлоя» можно сделать некоторые обобщения и выводы.
1.Композитор использует линейно- мелодические связи, вводит целотоновую гамму, хроматические звукоряды, это создаёт плавность перехода аккорда в аккорд в балете присутствуют линеарные связи между аккордами. Из аккордов используется: септаккорды, мажорные и минорные созвучия с порочными тонами, аккорды с уменьшенной септимой в основе, увеличенные созвучия. Преобразуется вся внутренняя динамика аккордовых структур, которая преобразуется в мощные звуковые пласты . сложно- составные  комплексы, включающие неаккордовые тоны. Отсюда вытекает многоплановость аккордовой структуры , на основе которой возникли : полифункциональность,  полиаккордика,  политональность.  Таким образом мышление М. Равеля глубоко самобытно  оригинально.
4. Рефлексия.
Какие  эмоции  остались в конце классного часа.?
Ответы учащихся положительные и желание слушать классику.
Всем спасибо. До скорых встреч  ребята !!!!!




  • Меню
  • Архивы

Панель управления


 Логин :
 Пароль :
 Напомнить?

....