Версия для слабовидящих · Основной дизайн

   МАСТЕР –  КЛАСС УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
МБОУ СОШ №1 г. АБИНСК КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 
ЭДУАРДОВОЙ ИРИНЫ БОРИСОВНЫ 
О, музыка,- язык любви,
Язык  всемирного общенья!....
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью.
(Марина Цветаева)
       
ТЕМА: «  МОГУЧЕЕ ЦАРСТВО ФРИДЕРИКА ШОПЕНА
ЦЕЛЬ  : познакомить  с творчеством Ф. Шопена
ЗАДАЧИ: показать своеобразие фортепианных произведений   Ф. Шопена;
научить слушать, понимать , анализировать творчество композитора; познакомить с   фортепианными  жанрами   Ф. Шопена; привить любовь к классической музыке.
ХОД УРОКА
1.Вступление :  рассказ учителя
 Фридерик Шопен ( 1810-1849) – великий польский композитор, пианист, обогатил музыку новым содержанием, сочинял только для фортепиано.   Создатель нового фортепианного стиля  - танцевального, но более концертного, требующего    стиля «Rubato» ( свободного отклонения от темпа , возникающего от смены настроения), отображал польскую народную музыку, смело преобразив демократично полонезы, мазурки сделал поэтичными, вальсы с чертами славянского , его этюды из техничных превратились в высокохудожественные, баллады стали сюжетными драматическими повествованиями, навеянными балладами Адама Мицкевича , полные контрастов и романтизма. Шопен создал и новую мелодику – гибкую ,непрерывно развёртывающуюся, сочетающей черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные.  Его музыка народна , свободолюбива, искренна .Его игра поражала тонкостью, таинственностью ,нежностью.
2. Жизненный путь.
Композитор  родился в 1810 году недалеко  от Варшавы, местечке Желязова Воля. Мать Шопена была   полька, отец – француз. , играли на скрипке, фортепиано, пели.  Переехав в Варшаву учился у Войцеха  Живного , любимый композитор И. С. Бах. Первое выступление  в 7 лет, первое сочинение полонез.  Одновременно учил немецкий, французский, рисовал.  Поступил в лицей в 13 лет. Выступая в концертах ,Шопен исполнял свои концерты, рондо, мазурки, этюды, ноктюрны.
  В 1830 году в Польше произошло восстание , Шопен вынужден покинуть Родину, уехал в Париж Расширился круг его друзей    это были: композитор   Ференц  Лист,  Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа,   поэт     Адам Мицкевич. В  городе  Париже занимался педагогической деятельностью   и давал концерты.  Появляются    сочинённые :скерцо, баллады, экспромты.   Его талант достигает вершины.   Последняя поездка в Лондон, обострилась болезнь лёгких. Шопен похоронен    в Париже, по завещанию сердце перевезено в Польшу  на Родину..
3. Чтение учащимися стихов ( подобранных дома для урока , посвящённые  Ф. Шопену):
А)То воздуха не самого ли вздох ?
Из всех богов «наибожайший» бог
Бог музыки – в его вселился   opus.(И. Северянин).
Б)Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных
И звёздною росой обрызгана тоска
И колокольчики журчат в мечтах рассветных(К. Бальмонт)
В)Прозвучал на клавишах рояля
Вальс Шопена дивной красоты
Всё о чём мы с Вами   промолчали,
Музыкой прольётся о любви……( С. Магницкая)
 
4.Вопросы  ребятам,    для обсуждения    и закрепления знаний  по творчеству  Шопена:
1. Расскажите о детстве и годах учения ?
2. Учителя Ф. Шопена?
3. Когда и почему покинул Родину?
4.  Перечислите основные жанры   в творчестве    Ф. Шопена?. Ответы учащихся.
5.   Рассказ учителя . Характеристика фортепианных жанров  Шопена
 Характеристика фортепианного творчества Ф. Шопена.   Им написано-  60 мазурок,полонезов-20, ноктюрнов-20, этюдов-27, прелюдии-27, баллады-4, скерцо-4, сонаты-3  и два концерта для фортепиано фа минор и ми минор.
 Особенности музыки и жанров   Ф. Шопена это  « фортепианность» интонаций  импровизационность, народные истоки и элегия мелодий. Композитор использует истоки   народных танцев : «мазуров» , « обереков», «куявяков», «ходзонов»( полонезов).
6.   Практическая музыкальная часть урока
Учитель  исполняет на фортепиано и  анализирует  по нотам   музыкальные произведения   по плану:( образ  и характер, мелодика, гармонические особенности  , фактура   и композиция произведений прелюдий( Ля  мажор, Си минор  ), полонеза Ля мажор, этюдов( До минор и До мажор), вальса №7 До диез минор.( учащиеся учатся  следить  по нотам  за музыкальным исполнением).
 Прослушивание вместе с учащимися   приведенных  для анализа   музыкальных  произведений
 Вопросы для закрепления знаний анализируемых произведений
1.   Дайте характеристику польским народным танцам Ф. Щопена?
2. Расскажите о прелюдиях ,мазурках, полонезах, вальсах, этюдах?
3.Спойте и простучите ритмическую фигуру полонеза?
4. Опишите темы и строение вальса до диез минор?
5. Расскажите о характере музыки и средствах музыкальной                  выразительности в произведениях Ф. Шопена?
6.Перечислите основные произведения Ф. Шпена?
7.    Музыкальная викторина  и вопросы кроссворда о Шопене
1.Где жил Шопен?
2. К какому стилю   принадлежит  Шопен?
3.В каком веке жил Шопен?
4. Основная тема творчества?
5.   Сколько мазурок написал Шопен?
Список для музыкальной викторины:  
вальс №7   до диез минор,
прелюдия ля мажор,
этюд до минор
полонез ля мажор
8.  Заключительный раздел урока. Рефлексия . Выставление оценок.
9.Спасибо ребята!  До свидания!   В конце  учащаяся    класса  исполняет на фортепиано мазурку Шопена.




  • Меню
  • Архивы

Панель управления


 Логин :
 Пароль :
 Напомнить?

....