Версия для слабовидящих · Основной дизайн

                                               урок по теме
«Греческая вазопись.»
5 класс
Преподаватель: Сницар Валентина Викторовна
 
 
 
5 класс.   
Тема урока: Греческая вазопись.
 
Цель урока:
- раскрыть тему декоративно – прикладного искусства на примере Древней Греции;
- формирование и развитие духовных ценностей средствами мировой культуры и искусства;
- формирование познавательно – творческих способностей учащихся;
- воспитывать интерес к искусству народов мира.
 
Учебно-воспитательные задачи:
1.  Образовательная цель: Научить учеников строить древнегреческий орнамент из повторяющихся элементов и расписывать вазы по греческим мотивам.
2.  Воспитательная цель: воспитание чувства ритма, и любви к истории искусства. 
3.  Развивающая цель: развитие творчества и аккуратности.
 
Этапы и содержание урока:
1. Проверка знаний
2. Объяснение нового материала
3. Практическая работа по заданиям
4. Деятельность учителя и учащихся
5. Завершение работы
6. Выставка работ
 
1. Проверка знаний:
На предыдущем уроке мы знакомились с различными видами орнамента:
1.  Что такое орнамент?
2.  Какие виды орнамента вы знаете.
 
2. Объяснение нового материала:
Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть балканского полуострова, страна высоких гор, зелёных долин, с трех сторон окружающих морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую разностороннюю культуру, замечательные памятники искусства и архитектуры. Остановимся на одной из ярких проявлений античного искусства — искусства вазописи, появившемся в период греческой архаики 6-7век до н.э.
Теперь мы рассмотрим вазопись. Античным искусством (от латинского "антикву-с” — древний) принято называть искусство Древней Греции и Древнего Рима. Вазопись — роспись керамических (от греческого "керамос” - глина) сосудов. Ваза - сосуд, посуда - бытовой художественный сосуд, имеющий не только повседневно- бытовое (утилитарное), но и декоративное значение.
Декоративные сосуды - ритуальные, парадные - были известны еще в первобытном искусстве. Этот вид искусства широко распространен и, в отличие от памятников скульптуры, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.
Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах - вазопись. Вазописью обычно называют античную - греческую живопись на вазах.
Расцвету греческой вазописи предшествовали критские вазы камарес с изысканным стилизованным криволинейным узором, изящными изображениями растений и морских животных, а также с мелким растительным орнаментом - (Демонстрация учащимся иллюстраций на доске).
Искусство вазописи дает представление о несохранившейся монументальной живописи, форма сосудов в зависимости от предназначения (Демонстрация учащимся иллюстраций на доске).
Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков.
Роспись по вазам была краснофигурной и чернофигурной.
Чернофигурный стиль - черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда. Краснофигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда. Силуэт и линия — первоэлементы греческой живописи, с этого все начиналось. Легенда рассказывает, что первой художницей была девушка, очертившая на стене тень, отбрасываемую фигурой её возлюбленного.
Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, по своему содержанию лирическими или драматическими. (Демонстрация учащимся иллюстраций).
Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. (Демонстрация учащимся иллюстраций и натуральных ваз и амфор малой формы). Самой рапространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килек – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин - лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала просмотр для росписей. Знаменитый кратер, так называемая ваза "ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. По качеству глины, формы ваз, характеру росписи ученые могут определить, где и когда была изготовлена. Есть вазы, на которых сохранились имена художников – вазописцев: Евфорния, Дириса, мастера Брига и других. К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а так же в русском художественном музее имени А.С. Пушкина.
 (Прочитать стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».)
Античные вазы.


Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему- то не сразу.
"Подумаешь вазы!” подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала мы на них взглянули ,скучая,
Потом мы с одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.… 
То вазы – гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза – с рисунком – рассказом!
… герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу горгона.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – одиссей, падающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать не попробуем враз,
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.


Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.
Вопросы учащимся:
        - Какой сосуд использовали для хранения жидкостей? (Амфора).
В амфорах хранили вино и масло. Специальную амфору, наполненную маслом, вручали в качестве приза на Панафинейских играх. На амфоре был изображён тот вид состязаний, в котором одержал победу призёр.
        - В каком сосуде древние греки смешивали вино с водой , прежде чем подать его к столу? (Кратер – большой сосуд).
        Сосуды, служившие для питья, имели большие ручки – для того, чтобы легче было удержать (скифос, килик, пелика). В алабастрах хранили мази и благовония. Греки создали не только разную посуду, но и украшали сложными многофигурными композициями на разные темы. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Но самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология, насыщенная богами, героями и фантастическими существами: Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра. (Например, «Ахилл и Аякс, играющие в кости»).        
Просмотр слайдов с античными
вазами и различными сюжетами на них. 
Сюжеты отличались широким разнообразием, поэтому Мы с Вами, дети, можем подобно древним грекам немного почувствовать себя художниками - гончарами и расписать вазы.
 
3. Практическая работа по заданиям:
         Выполнить эскиз древнегреческой вазы, чернофигурной или краснофигурной:
- выбор формы вазы учащимися (таблица на доске);
- выбор сюжета учащимися можно вспомнить несколько сюжетов мифологии).
 
4. Деятельность учителя и учащихся:
Учитель раздает ученикам листы с изображением сюжетов рисунков древнегреческих ваз и трафарет силуэта одного из видов греческих ваз (по выбору ученика)
Практическая работа.
Итог урока. Анализ работ.
         Просмотр работ, показать удачные работы.
Мы убедились, что греческая вазопись – выдающееся явление мировой художественной культуры.
Подводятся итоги.
        
Литература:
1.  Ходза Е.Н., Античное искусство. Государственный Эрмитаж. М., 1989.
2.   Герчук Ю.Я., «Основы Художественной Грамоты», М.,1997.
3.   Чудакова Н.В., «Я познаю мир». Детская энциклопедия, М.,1998.
4.   Куманецкий К., История искусства Древней Греции и Рима. М., 1990.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




  • Меню
  • Архивы

Панель управления


 Логин :
 Пароль :
 Напомнить?

....